Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

О том, что скрывается под этим термином, мы побеседовали с Ольгой Пономаревой, учителем-логопедом МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

— Ольга Алексеевна, что же такое дисграфия и как ее можно опознать?

— Дисграфия — это нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся стойких ошибках «не на правила». Ребенок может знать наизусть все правила орфографии и даже уметь их применять, но допускает ошибки, которые родителям могут показаться глупыми. Например, вместо буквы «з» пишет «д», ошибается там, где звуки находятся в сильной позиции, то есть хорошо слышны — «корофа», «учидель», окончания слов заменяет произвольным количеством крючочков, пропускает буквы и целые слова. У детей-дисграфиков может встречаться нарушение синтаксической связи слов — им сложно выполнить согласование по роду, числу и падежу: «красная стул», «перелетной птицах». На самом деле признаков дисграфии значительно больше — с ходу все и не перечислишь.

— В каком возрасте обычно впервые проявляется дисграфия?

— Чаще всего ее выявляют в начальной школе, когда начинается активное овладение письменной речью. Но предположить, что у ребенка могут возникнуть специфические проблемы, можно и раньше, еще в дошкольный период. Факторами риска для развития дисграфии считаются нарушение артикуляции, при котором ребенок не выговаривает какие-либо звуки, явное или скрытое левшество, слишком ранее обучение чтению и письму, когда ребенок еще психологически не готов к освоению грамоты, двуязычие, а также дефицит общения и речевых контактов в семье.

— Как вы считаете, являются ли трудности в овладении письменной речью следствием умственной отсталости?

— Умственная отсталость, сочетающаяся с дисграфией, — это, скорее, исключение, чем правило. Большинство детей-дисграфиков не имеют проблем в других сферах психической деятельности и в будущем могут стать прекрасными инженерами, врачами, артистами. Да, нередко нарушения процесса письма идут рука об руку с недостатком внимания, проблемами с оперативной и долговременной памятью, но эти особенности чаще всего поддаются психолого-педагогической коррекции.

— Что должны сделать родители, чьи дети допускают специфические ошибки?

— Прежде всего, не винить ребенка в лености и не пытаться исправить ситуацию самостоятельно — в коррекции дисграфии не обойтись без помощи опытного логопеда. Я бы порекомендовала пройти обследование в нашем центре — его результаты, имеющие рекомендательный характер, остаются только у родителей или законных представителей ребенка, никаких «ярлыков» на вашего маленького школьника мы не навесим. Если наличие дисграфии подтвердится, родителям и самому ребенку нужно настроиться на долгую работу с логопедом, а возможно, и с психологом, которая может растянуться на месяцы, а то и годы, в зависимости от сложности случая. На занятиях ребенок будет выполнять ряд письменных и устных упражнений, подобранных специально для него, часть заданий придется делать дома — процесс коррекции не должен надолго прерываться.

— Так значит, дисграфию можно победить?

— Полностью избавиться от дисграфических ошибок удается не всем. Но, по крайней мере, их количество заметно снизится, и люди, читающие текст, составленный дисграфиком, начнут понимать смысл написанного. Это значит, что в тетради по русскому языку станет меньше неудовлетворительных отметок, а во взрослой жизни человек как минимум не будет стесняться писать заявления, служебные записки и деловые письма.

— Что можно посоветовать родителям дошкольников, чтобы их дети смогли успешно овладеть письменной речью?

— Прежде всего, до поступления в первый класс избавьтесь от проблем с артикуляцией — первоклассник должен четко проговаривать абсолютно все звуки. Как можно больше играйте со словами — это развивает фонематический слух. Помните чудесную игру в города? Возьмите ее за основу, но не используйте географический принцип, поскольку малыш в пять-шесть лет не сможет его придерживаться — пусть он называет любые слова, которые придут ему в голову, лишь бы они начинались на тот звук, которым окончилось произнесенное вами слово. Именно на звук, а не на букву, поскольку дошкольники еще не знают правил русского языка: так, слово «зуб» для них звучит как «зуп» — пусть называют слово на «п». Покупайте или скачивайте из Интернета ребусы, задавайте лингвистические задачи, например: «Возьми первые две буквы от слова «рулет» и последние две буквы от слова «шапка», составь их вместе и назови получившееся слово»; «посчитай, сколько звуков в слове». Развивайте мелкую моторику, тренируйте безотрывное письмо с помощью прописей или лабиринтов — как известно, центр мозга, отвечающий за движения пальцев рук, находится рядом с центром речи, и стимуляция его активности полезна для речевого развития.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая. При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая. Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая. В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно у школьников только с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа дисграфии.

Оптическая. Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд одинаковые, элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная. Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

Спокойствие, только спокойствие!

Чтобы помочь ребенку избавиться от дисграфических ошибок, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В «двойках» по русскому языку, которыми пестрит тетрадь маленького дисграфика, вы можете винить наследственность, плохую экологию, докторов, которые принимали роды, себя — за то, что не слишком хорошо следили за своим здоровьем в течение беременности, но ни в коем случае не ребенка. Он и так морально убит постоянной неуспеваемостью, а тут еще и родительские нравоучения о том, что надо больше стараться! Создайте дома абсолютно спокойную обстановку, старайтесь настроить чадо на успех: «Вместе мы обязательно преодолеем все трудности и научимся правильно писать».

Занятия с логопедом должны быть регулярными — их не стоит прерывать даже на время каникул, иначе регресс не заставит себя ждать. Упражнения на коррекцию дисграфических ошибок необходимо выполнять и в те дни, когда вы не посещаете логопеда.

Не требуйте от ребенка высокой скорости чтения и письма — в обстановке спешки он разнервничается, и количество ошибок неизбежно увеличится.

В самостоятельных занятиях избегайте упражнений на редактирование, когда ученик должен находить и исправлять в тексте ошибки. А вот списывание безошибочно написанных текстов с побуквенным проговариванием будет ему полезно. К диктантам можно переходить только тогда, когда результаты списывания станут удовлетворительными.

У дисграфиков количество не переходит в качество за короткое время, поэтому не мучайте ребенка, заставляя его раз за разом переписывать плохо написанный текст: в каждом следующем варианте все равно будут специфические ошибки, в том числе в словах, которые он пять минут назад написал правильно.

Знаменитые дисграфики

Еще одно доказательство того, что дисграфия не приговор — истории людей, с трудом овладевших письмом, но добившихся значительных успехов на профессиональном поприще и навсегда вошедших в историю.

Великий российский император совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, исправить это было невозможно. Петр зачастую не обращал внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, а уж орфографических ошибок было вовсе не перечесть.

Агата Кристи

Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше восьми десятков книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать.

Читайте также:  Мезаденит у ребенка симптомы и лечение

Ганс Христиан Андерсен

Датский писатель сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Альберт Эйнштейн

Основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии, Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания. Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Не стоит та же подозревать учителей в недостаточном внимании к вашему ребёнку.

Проблема заключается в том, что некоторые дети страдают специфическими стойкими нарушениями чтения и письма — «дислексией» и «дисграфией», и им срочно нужна помощь специалиста.
Подобными трудностями страдают люди во всех странах мира довольно часто. По статистике дислексию и дисграфию имеют почти 12% населения Земли.
Результаты исследований в нашей стране свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях – 20%, тогда как, в середине 70-х годов, прошлого века детей с такими нарушениями было только 11%. Еще 15 -20 лет назад, в средних и старших классах ученики с такими проблемами были редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно встретить в 6, 7 и даже 10 классе. Такое явление обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и сложными учебными программами.
Что же обозначают эти явления?
Дислексия (от греческого «дис» — затруднение, нарушение, «лексис» — слово, речь) – нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития или нарушения функций определённых зон КГМ, ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия (от греческого «графио» — писать, изображать) – стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дислексия и дисграфия могут возникать у детей с нормальным интеллектуальным развитием, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом. Формируются эти функции в разные периоды дошкольного детства. Их структуры сложно переплетены между собой. Сбой в формировании одной функции может стать причиной задержки формирования другой.
Если уже в дошкольном возрасте формирование какой-то функции запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде специфических ошибок. Для овладения письмом не достаточно просто видеть окружающий мир (деревья, людей, предметы), необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запоминать и воспроизводить их очертания.
если у ребёнка к моменту поступления в школу недостаточно сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет путать их на письме.
если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий понимать речь, улавливать оттенки сказанного, различать один звук от другого, он не в состоянии различать схожие звучания, в результате он неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.
У детей, страдающих дислесией и дисграфией, часто возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Им свойственные пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.
Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может справиться с тем, что одноклассникам даётся легко. Неуспехи в школе, непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя, постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения школы. Другая крайность – обида на всех и вся, раздражительность, несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с учителями.

Причины возникновения «дислексии» и «дисграфии»

Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы).
— Влияют так же заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация).
— Ещё одной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития.
— А так же различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.
— Ряд учёных считает, что определённую роль в возникновении дислексии и дисграфии имеет наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур. В семьях, в которых родители или близкие родственники страдали дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%.

Группы риска

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии высока у следующих детей:

-левшей и правшей, переученных из левшей
-детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы
-детей, в семьях которых говорят на двух и более языках
-детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки
-детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать
-детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык
-детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.

Как распознать «дислексию» и «дисграфию»?

Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которые , как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.

У ребёнка «дислексия», если он

— с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж)
— читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок
— пропускает буквы (марка –мара, куртка — курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги
— заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому — потом)
— заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава — кавана)
— не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится — говорил)
— изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях)
— неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье)
-пытается угадать слово по нескольким первым буквам
— плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.

Чтение для «дислексика» – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.
О наличии «дисграфии» (на письме) говорят следующие ошибки:

— пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд)
— искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух)
— не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка — мышк)
— перестановка букв и слогов (яблоко — ябколо, фрукты — фрутки)
— добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно — дуружно)
— замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки — шуски)
— слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)
— разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра)
— неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки — конки)
— смешение букв, схожих по написанию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха — миха)
— переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…,
— пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слово как придется, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.
Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.

Читайте также:  Rbc исследования

Кто поможет ребёнку?

Нарушения чтения и письма поддаются коррекции, но её эффективность зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к специалистам.
Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе – этот процент снижается до 70%, а в 3 классе – до 60%, по окончанию начальной школы – уже только 30 – 35%.
Когда ребёнок учится читать и писать, то опытный учитель быстро замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии; советует родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога. Рекомендуется так же консультация психолога. В ходе обследования определяются недостатки общего, речевого и психического развития ребёнка. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия, даются рекомендации родителям относительно занятий с ребёнком дома.

Советы родителям

Если вы не нашли логопеда, или по каким-либо причинам ребёнок не может посещать специальные занятия, родителям нужно самостоятельно изучить спец. программы, корректирующие упражнения для решения проблем ребёнка. Главное, чтобы было желание потратить 1 час в день на занятия с ребёнком. Сейчас издаётся много литературы по коррекции дислексии и дисграфии. Благодаря Интернету можно получить консультацию опытных логопедов, а на большом количестве сообществ и форумов пообщаться с обеспокоенными родителями детей, имеющих схожие проблемы.
Что нужно делать родителям? Главное – запастись терпением и помнить, что эти нарушения не являются признаком неполноценности ребёнка. Он просто пока не может читать и писать лучше. Ему нужна помощь, и если он под Вашим руководством будет настойчиво заниматься, то вполне сможет овладеть чтением и письмом.

Памятка для родителей

Что можно делать при самостоятельной работе дома:

— помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха,
— поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух,
— никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его только с ним самим на предыдущем этапе,
— вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,
— лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок),
— попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,
— научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой,
— следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность,
— старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Чаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.
Что не рекомендуется делать:
— Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.
— Не мучайте ребёнка бесконечным писанием диктантов и безумным списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного результата.
— Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращайте внимание на некрасивый почерк.
— Не стремитесь наращивать скорость чтения.
— Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению ошибок это не поможет, а только снизит желание учиться. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

Развиваем ребенка между делом

Иногда, родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом. И развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, лексико-грамматических категорий языка, памяти, внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке — стоит только проявить фантазию.

— Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.
— Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов).
— Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» — придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую тему.
— Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение.
— Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком.
— Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом. Предложите ему назвать не меньше 10 предметов с определённым звуком.
-Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с ребёнком записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.
Постарайтесь, пожалуйста, сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку. Пусть его глаза загорятся от достигнутых успехов, и улыбка чаще появляется на его лице. Поверьте, если пожелаете, то в Ваших силах помочь своему маленькому ученику!

Материал подготовила: логопед — Ойцева Лариса Геннадьевна

  • > Главная
  • > Наши занятия
    • > «Счастливый малыш» (1-2 года)
    • > «Школа юных эрудитов» (для ребят 3 — 5 лет)
    • > Современные танцы
    • > Изостудия
    • > Логопед
    • > Скорочтение
    • > Красивый почерк
    • > Группа неполного дня
    • > Психологическая диагностика и коррекция
    • > Лего для малышей 2-4 лет
  • > Наш коллектив
    • > Жукова Лидия Станиславовна
    • > Кондратенко Анна Сергеевна
    • > Марусова Галина Николаевна
  • > Методики
    • > Методики Дьенеша
    • > Методики Зайцева
    • > Методики Кюизенера
    • > Развивающие игры Никитина
    • > Learning Breakthrough
    • > Песочная терапия
  • > Статьи
    • > Список для чтения 7-10 лет
    • > Литература по воспитанию детей
    • > Гиперактивный ребенок
    • > Нормы развития речи ребенка
    • > День, когда я перестала торопить ребенка
    • > Заметить хорошее
    • > Как мы программируем детей
    • > О приучении ребенка к самостоятельному засыпанию
    • > Пальчиковые игры для самых маленьких
    • > 10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев
    • > 8 полезных идей
    • > Кризис трех лет
    • > Кинезеологические упражнения
    • > 9 упражнений для улучшения техники чтения
    • > Опросник для определения склонностей
    • > Дисграфия. Пути помощи.
    • > Построение контакта с аутичным ребенком
  • > Новости
  • > Праздники
    • > Баба Яга и Фея
    • > День рождения со Смурфами
    • > Морская вечеринка Немо, Дори
    • > Маша и Миша
    • > Индейцы
    • > Новогодние ёлки
    • > Пиратский день рождения
    • > Панда
    • > Опыты и фокусы
    • > Патруль
    • > Сказки
    • > Алиса в Стране чудес
    • > Птицы
    • > Клоуны
    • > Вампиры и монстры
    • > Звездные войны
    • > Пони
    • > Тачки
    • > Игры для старших
    • > Рыцари и принцессы
    • > Белоснежка
    • > Динозавры
    • > Гадкий Я
    • > Микки-Маус
    • > Кошачья вечеринка
    • > Винни-Пух
    • > Майнкрафт
    • > Свинка
    • > Леди Баг и черный Кот
    • > Детский квест
    • > Алладин и Жасмин
    • > Эльза
    • > Изумрудный город
    • > Хэллоуин
    • > Бумажное шоу
    • > Поролоновое шоу
    • > Моделирование из шаров, шар-сюрприз
  • > Напишите нам
  • > Наш адрес
  • > Список для чтения 7-10 лет
  • > Литература по воспитанию детей
  • > Гиперактивный ребенок
  • > Нормы развития речи ребенка
  • > День, когда я перестала торопить ребенка
  • > Заметить хорошее
  • > Как мы программируем детей
  • > О приучении ребенка к самостоятельному засыпанию
  • > Пальчиковые игры для самых маленьких
  • > 10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев
  • > 8 полезных идей
  • > Кризис трех лет
  • > Кинезеологические упражнения
  • > 9 упражнений для улучшения техники чтения
  • > Опросник для определения склонностей
  • > Дисграфия. Пути помощи.
  • > Построение контакта с аутичным ребенком

Дисграфия! Как помочь ребенку?

У каждого ребенка наступает момент, когда он начинает учиться читать и писать, ходить в школу. И случается, что умненький малыш, обладающий прекрасной памятью и знающий десятки стихов наизусть, вдруг начинает не усваивать письмо. Точнее сказать, вроде усваивает: знает правила, буквы, умеет читать, но пишет все равно с ошибками. Подчас, очень странными…

Читайте также:  Что пить при расстройстве желудка и кишечника

Многие родители делают вывод, что все проблемы связаны с нежеланием ребенка учиться. Ругают его. Заставляют раз за разом переписывать письменные работы. Одноклассники смеются над ним, а учителя ставят плохие оценки.

Опасно!

Столкнувшись с таким отношением, дети могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки; занятия письмом и чтением не доставляют им удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно.

Проходит первый класс, потом второй… А проблема не только не решается, но и стремительно возрастает. И вот, наконец, кто-то рекомендует отвести ребенка на консультацию к логопеду. И тогда родители впервые слышат о такой штуке, как дисграфия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором заменяются или пропускаются буквы, слоги, слова; нарушение слитности и раздельности написания слов и т.д.

Проще говоря, ребенок делает повторяющиеся ошибки на письме, часто непонятные, которые возможно устранить только с помощью специальной коррекционной работы с логопедом.

А устранять их нужно обязательно, ведь эти нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты и грамматики языка!

Статистика

К сожалению, статистика не в нашу пользу. Сегодня нарушение письменной речи, а именно дисграфия, встречается в 15% всех случаев у школьников начальных классов и в 10% — у учеников средней школы. Специалисты связывают такую тенденцию с тем, что многие дети, идущие в школу, уже имеют или фонетико-фонематическое нарушение, или общее недоразвитие речи. Подобные нарушения не позволяют ребенку овладеть грамотой в полной мере.

Важный момент! Дисграфию легче предупредить, чем потом исправлять! Поэтому так важно пройти консультацию логопеда еще до того, как ребенок начинает учиться читать и писать.

Но что делать, если проблема уже на лицо. Или точнее сказать, на бумаге.

Как понять есть ли у ребенка дисграфия?

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего, — это допуск на письме ошибок, не связанных с нарушением грамматических правил. Более того, эти ошибки случаются в совершенно «спокойных» словах, написание которых не допускает двусмысленности

Вместо «дом» пишет «том»,

вместо «для» пишет «дял»,

вместо «кот» — «кто»,

вместо «пришёл» — «присёл»,

«белка» превращается в «блка» и т.д.

Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Вместо «на дворе» ребенок напишет «надворе», при этом на вопрос «как пишутся предлоги со словами», он ответит «раздельно». Потому что знает правила, но применить его на практике не может.

Помочь ребенку смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Почерк

Чаще всего у детей с дисграфией очень плохой почерк — мелкий или, наоборот, очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или, напротив, появляются гораздо выше строки. Также в процессе написания слов могут потеряться окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописывать отдельные элементы буквы или добавлять лишние.

Когда ребёнок только учится писать, конечно, он еще может делать подобные «странные» ошибки, но они быстро проходят. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Со стороны кажется, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Почему важно обратиться за помощью к специалисту?

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Итак, если вам сообщают, что у вашего ребенка дисграфия, важно сразу же приступать к ее коррекции. Это процесс длительный, и времени терять нельзя. Ее лечением занимаются два специалиста: психоневролог и логопед.

Врач обследует ребенка на предмет других нарушений и развития соответствующих отделов головного мозга и назначает лекарственные препараты для улучшения питания и работы нейронов.

Логопед занимается развитием отделов мозга, отвечающих за письменную и устную речь, логическое мышление, учит ребенка правильно произносить и различать звуки. Помимо этого, программу коррекции дисграфии входит:

тренировка фонематического слуха,

анализ звукобуквенного состава;

упражнения для развития мелкой моторики, межполушарных связей и т.д.

Кроме этого, логопед определит, с каким из пяти типов дисграфии столкнулись именно вы. Это нужно для того, чтобы составить индивидуальный план занятий, продумать упражнения, расставить акценты и приоритеты в работе именно с вашим ребенком.

Какой бывает дисграфия?

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «Рама» — «Лама», «Стол» — «Штол». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «туба» вместо «тРуба».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

«лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки, например, «ЛетАм пАреке» вместо «летОм пО реке». Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Миша плакала», «большая окно»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, в следствии чего ребенок не может различать и записывать буквы. Отсюда появляются лишняя палочка у п , либо отсутствие крючка у буквы щ.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Почему важно внимательно отнестись к проблеме дисграфии?

Наличие дисграфии у детей приводит к достаточно печальным последствиям:

дети не смогут в полной мере освоить программы по русскому языку, чтению и литературе;

большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)

асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Что важно помнить?

Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне можно корректировать. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма.

Чтобы лечение дисграфии у учеников начальной школы было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа сразу нескольких специалистов: логопеда, педагога, невролога, а также ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать необходимую дополнительную логопедическую помощь.

В идеале процесс коррекции не должен прерываться, поэтому вне занятий с ребенком обязательно должны работать родители.

Рекомендации для родителей:

— не ругайте и не наказывайте детей;
— не заставляйте десятки раз переписывать работу заново;
— не торопите, не упрекайте, не злитесь;
— поощряйте за успехи;

— больше времени проводите с ребенком;
— свежий воздух и физические упражнения обязательны;
— тренируйте зрительно-моторную координацию: лепите вместе с ребенком, рисуйте.

— развивайте мелкую моторику;

— выполняйте артикуляционную гимнастику;

— при необходимости помогите ребенку справиться с заданием, но ничего за него не делайте.

Помните!

При обнаружении проблемы (или только подозрении на дисграфию) важно незамедлительно обратиться к специалисту!

Правильный подход к развитию ребенка, терпение и настойчивость родителей при выполнении всех логопедических заданий, консультация со специалистом и профилактика нарушений обязательно помогут ребенку освоить навыки правильного письма и победить злодейку-дисграфию!

Ссылка на основную публикацию
Что такое витамины краткое определение
ВИТАМИ́НЫ, -ов, мн. (ед. витами́н, -а, м.). Органические вещества различного химического состава, необходимые в небольших количествах для питания человека и...
Что способствует лактации грудного молока
Ежегодно во всем мире с 1 по 7 августа проводится Всемирная неделя грудного вскармливания. Целью мероприятий, проводимых в эти дни,...
Что суют в уретру
Что такое уретроцистоскопия? Уретроцистоскопия – это исследование мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, слизистой оболочки уретры с помощью эндоскопа, на конце которого...
Что такое вич инфекция фото
Выявление и лечение заболевания Уход и лечение Введение История Адрианы Как выявить заболевание Уход и лечение Медицинские факты «Когда я...
Adblock detector