Что значит арт терапия

Что значит арт терапия

Арт-терапия и арт-терапевты: статус, стандарты деятельности и профессиональной подготовки.

Что такое арт-терапия, и где она применяется

Слово «арт-терапия» появилось в отечественном лексиконе сравнительно недавно, примерно с середины 1990-х годов. С этого времени отмечается более активное внедрение разных форм арт-терапии в медицинские и образовательные учреждения нашей страны, ее развитие как области научного, медицинского знания.

Перевод этого слова, пришедшего из стран английского языка, на русский язык, нередко неточен. Некоторые считают, что арт-терапия — это лечение, исцеление, развитие чрез любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства. А потому, если в результате прослушивания музыки или составления композиции из цветов тебе на душе стало легче или отступила боль, то это — тоже арт-терапия. Конечно же, исцеление, развитие через творчество — это реальность, и каждый из нас, наверное, на себе когда-либо ощутил подобные эффекты.

За рубежом, в том числе, в тех странах, где слово арт-терапия стало применяться значительно раньше, чем где-бы-то-ни-было, а именно, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, оно обозначает нечто другое. В строгом смысле этого слова арт-терапия (art therapy) — одно из направлений психотерапии искусством(по-английски, artstherapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом. Арт-терапия не является ни психологической самопомощью через искусство, ни исцеляющей или развивающей практикой, связанной с самостоятельными занятиями творчеством.

В странах английского языка слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Таким образом, арт-терапия предполагает, что клиент (пациент) рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста — арт-терапевта (арт-психотерапевта). Последний создает для клиента особую среду, помогает ему включиться в процесс изобразительного творчества.

Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу отреагирования сильных переживаний (катарсиса). Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Соответственно, музыкальная терапия, например, предполагает использование звуков или музыки (как предлагаемой клиенту для прослушивания или исполняемой им самим) в качестве средства выражения клиентом своих чувств в присутствии и с помощью специалиста (профессионального музыкотерапевта), и т. д.

Арт-терапевты, в особенности, работающие в медицинских учреждениях и, как правило, имеющие медицинскую продготовку (как и музыкальные терапевты, драматерапевты, танцетерапевты), несут за своих клиентов клиническую ответственность, отвечают по закону за причинение клиенту психологического, физического или морального ущерба в результате занятий Они работают, используя специальные приемы, освоенные ими в процессе обучения, опираясь на этические нормы и стандарты профессиональной деятельности .

В некоторых странах (США, Великобритания) арт-терапия является самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой специальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти специальное обучение, рассчитанное на два или три года последипломной подготовки. Арт-терапевты (музыкотерапевты и др.) знают, что и как можно «лечить» с помощью применяемых ими методов, что может причинить клиенту вред. Они понимают причины и механизмы развития болезненных состояний и различных психологических проблем, умеют оценивать состояние клиента, получаемые им в результате арт-терапии коррекционные и развивающие эффекты и, в случае необходимости, менять форму и приемы психологического «сопровождения» клиента.

В нашей стране (как, впрочем, и многих других странах) арт-терапия самостоятельной профессией не является. Она признана в качестве одного из методов психотерапии. Заниматься лечебной деятельностью с применением этого метода могут лишь сертифицированые психотерапевты. Применять арт-терапию также могут практические психологи, занимаясь психологическим консультированием. Однако, для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, гарантировать клиентам качественные услуги, и психотерапевт, и психолог должны, как и за рубежом, пройти специальный курс подготовки. Такие курсы в Российской Федерации уже существуют в течение нескольких лет (смотри раздел «Арт-терапевтическое образование»»). Однако они различаются как по продолжительности, так и по качеству получаемого образования.

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране — используется довольно широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению — с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы — не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов — например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Раньше всего, однако, арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально — в качестве вида занятости больных, а затем — в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами — неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Хотя более традиционными для клиники внутренних болезней и психосоматической медицины являются такие методы психотерапии, как гипнотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, благодаря эмпирическим наблюдениям и ряду исследований специалисты стали обращать большее внимание на роль творческих занятий пациентов в процессе их лечения от различных заболеваний внутренних органов, включая рак.

Больные, перенесшие хирургические вмешательства, страдающие деменцией, а также имеющие нарушения развития и хронические соматические заболевания, могут рассматриваться как клинически важные группы, с которыми может применяться арт-терапия. В последние годы накапливается положительный опыт применения арт-терапии в стоматологической практике, а также с беременными и семьями, ожидающими ребенка.

Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с пожилым людьми, а также в качестве одного из видов психосоциальной помощи разным социально неблагополучным группам населения: тем, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.

Мы все чаще задумываемся не только о здоровье физическом, но и о психологическом. Задаем себе вопросы: почему я несчастлив? Почему не могу построить взаимоотношения с людьми? Как мне найти себя и не потерять? За ответами, как и во всем цивилизованном мире, мы идем к психологам. Среди множества индивидуальных и групповых видов терапии есть одна, которая максимально, как считает психолог, арт-терапевт и специалист по развитию творческого мышления Елена Каменских, раскрывает внутренний мир каждого. Что такое арт-терапия и как она работает, Елена рассказала в интервью HELLO.RU в рамках рубрики «Психология».

Арт-терапия — это целый мир, уверяют психологи Подготовка к арт-сессии — вещь не менее важная, чем сама сессия

Арт-терапевт и психолог Елена Каменских Елена, что такое арт-терапия?

Арт-терапия — направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество, а точнее — метафора. Метафору человек, выбравший арт-терапию, в процессе сессии создает сам из чего угодно — пластилина, глины, выражает метафору в маске, разрисовывая ее, показывает телом, сочиняет при помощи слов — пишет сказку, например. Все дело в том, что в нашем бессознательном информация содержится в виде символов, образов, метафор, которые имеют определенную эмоциональную наполненность. Для того чтобы решить ту или иную психологическую проблему этим методом, нам необходимо найти и создать такой образ, вывести его на осознанный уровень, проработать связанные с ним эмоции и получить «инсайт» — освобождение от негативных застарелых чувств.

В том случае, если мне приходит в голову мысль обратиться к психологу, как я попаду именно на сеанс арт-терапии?

Ко мне люди, в основном, приходят по рекомендации — работает классическое сарафанное радио. А вообще, на данный момент в нашей стране люди выбирают арт-терапию чаще всего случайно. Самый распространенный путь к серьезной арт-терапии лежит через мастерскую художника и тренинги художественной экспрессии. Приглашая научиться рисовать, педагоги-художники, как правило, обещают и некий психотерапевтический эффект. И они, конечно, правы только отчасти. Какой-то эффект безусловно будет, потому что спонтанное, интуитивное, ничем не ограниченное творчество безусловно запускает в человеке определенные процессы. Происходит экспрессия — эмоциональный выплеск, и человеку становится легче, ведь он осваивает новый инструмент выражения себя, выходит за рамки своих возможностей.

Любое творчество дает заряд энергии — пишешь ли ты, рисуешь или лепишь, ты освобождаешься от негатива, снимаешь напряжение, получаешь удовольствие от процесса. Но настоящая арт-терапия все-таки предполагает наличие специально подготовленного терапевта, и осознанную последовательную работу над терапевтическим запросом как в целом, так и перед каждым сеансом. Если мы говорим про обычное рисование, там этого запроса чаще всего нет.

Творческий процесс на тренинге Елены Каменских Какими бывают запросы?

Те, что решает любая психотерапия. Основная задача терапии — помочь человеку быть в ладу с собой и другими. Или как говорят психологи, — стать аутентичным и адаптивным. Аутентичность — это когда человек в согласии и контакте с собственной уникальной сущностью, со своими чувствами и желаниями. А адаптивность — это умение находить баланс между собственными целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других, имеющимися правилами игры, с другой стороны.

Итак, прихожу я на первый в своей жизни сеанс арт-терапии. Что меня ждет?

Конечно же, в первые сессии — это знакомство, сбор информации, формирование более точного запроса на терапию, определение стратегии работы. Ну а далее, когда начинаются рабочие сессии, это выглядит так. Первые 10-15 минут каждого сеанса мы формируем так называемый запрос на сессию, то есть обозначаем проблему, над которой будем работать и результат, который клиент в итоге хочет получить. И после этого мы делаем одно-два упражнения, выбор которого зависит от конкретного запроса и этапа работы. Как и любая психотерапия, арт-терапия бывает краткосрочной: 10-30 сессий и долгосрочной: от 30 сессий и до нескольких лет. При краткосрочной — мы работаем над одной выбранной проблемой. А при долгосрочной — целей может быть много.

Арт-терапия призвана открыть для всех желающих новые краски жизни И на каждой сессии я рисую?

Необязательно. Это может быть рисование, лепка из глины и пластилина, создание масок, рисование мандал, сочинение сказки, создание инсталляции, работа с фотографиями, проигрывание различных ролей, как в театре, и многое другое. Все зависит от запроса, стадии работы и конкретного человека. Один визуал, другой кинестетик, а третий аудиал. Чаще всего именно тема запроса диктует выбор метода. Например, глубинные травмы хорошо прорабатывать через глину или мандалы. Если человек плохо адаптируется в социуме — работаем с масками или используем театральные техники. Для работы со страхами и тревогами мы используем пальчиковые краски. Пережить боль утраты помогает музыкотерапия. Слушая определенную музыку, вы плачете, переживаете и отпускаете. И, часто решение, каким способом мы будем работать на сегодняшней сессии, принимается именно во время сессии. Конечно, в идеале должно быть под руками все для любого вида работы.

Теарпия с масками решает проблему трудной адаптации в социуме Пальчиковые краски «снимают» тревогу и страхи Мандалы — один из способов проработать глубинные травмы Но разве я не могу послушать музыку сама и выплакаться — зачем мне нужен «проводник»?

Практически все люди имеют психологические защиты. Их задача — минимизировать отрицательные переживания. Наиболее распространенные: вытеснение, сублимация, отрицание. Например, отрицание. «У меня все хорошо. Да, я ни с кем не могу построить отношения. А так у меня все хорошо». Простой пример из жизни, который многим знаком. «Я не люблю фитнес, но каждый год я покупаю абонемент в зал и. хожу туда раз в месяц». Нам свойственно обманываться и мы часто не способны самостоятельно сопоставить реальность эти самые внутренние противоречия.

Психотерапевт дает возможность посмотреть на ситуацию под другим ракурсом. Хорошая психотерапия дает ощущение того, что тебя принимают и понимают все, что в тебе есть: агрессию, несовершенство, обидчивость, лень и неподобающие мысли и желания. Психотерапевт видит во всем этом твой ресурс, потенциал, помогает разобраться в том, как все это в тебе возникает и что за этим стоит. Помогает осознать, как ты можешь действовать по-другому, менее болезненно и более эффективно.

Конечно, самые большие страхи перед психотерапией — открыться перед чужим человеком, испытать еще большую боль, нарушить пусть хрупкое и болезненное, но, какое-то равновесие в своей жизни. И даже если вы уже пришли к психотерапевту, в вас все равно включается сильное сопротивление. Ни один из других видов терапии так не преодолевает эти страхи и сопротивление, как арт-терапия. Потому что человек рассказывает не о себе, он говорит о рисунке, фигурке, маске, метафоре или о герое сказки. У арт-терапии самый эффективный доступ к бессознательному, к глубинным травмам и переживаниям. Часто для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, следует не только поменять способ мышления, изменить свою картину мира, но и от каких-то реальных вещей отказаться, а порой испытать боль, погрузиться в свои страхи. Арт-терапия помогает безопасным образом пережить боль, страхи, выразить обиду, гнев и ярость. И с психологом эти процессы безопасны — он ваша поддержка и ваш, как вы правильно выразились, «проводник».

Работа с пластилином Это как заниматься в тренажерном зале с тренером и самостоятельно?

Да, похоже. Какое-то упражнение вы можете сделать правильно, а другое нет. Что еще важно: отношения с психотерапевтом в какой-то степени есть маленькая проекция вашего большого мира. И все, что происходит на сеансах, — это то, как вы взаимодействуете с миром. Психолог дает обратную связь, помогает выработать другие алгоритмы поведения и дает возможность вам научиться контактировать с миром более эффективно. Например, помогает научиться выражать свою агрессию, не обвиняя себя после этого и не разрушая отношения с людьми. Или научиться отстаивать свои психологические границы, говорить «нет».

Психолог должен любить людей? Вот вы любите?

Сложный вопрос. Я интроверт, но не мизантроп. Я люблю работать с людьми, видеть результат, которого они достигают, радоваться вместе с ними их изменениям и достижениям. Иногда через меня проходят такие истории, что нарочно не придумаешь, и за это я люблю свою работу. Я даже подумываю, не начать ли писать книги или сценарии, потому что практически все клиентские истории — невероятно интересны и уникальны.

Думая об арт-терапии, меня сильно волнует вопрос, а что если я совсем не умею рисовать?

Каждый раз, когда клиент мне задает этот вопрос, я говорю: не умеете рисовать — это очень хорошо. Потому что умение в случае арт-терапии будет только мешать. Вы будете думать о композиции, о сочетании красок, но не о запросе. Иногда, человеку, который обладает навыками живописи, я предлагаю другой способ — лепку из глины, например. Не надо уметь рисовать, чтобы заниматься арт-терапией, потому что в любой кляксе обязательно будет информация для работы. А если вы совсем ничего не нарисовали, то даже это — тема для работы.

Тем, кто по меркам арт-терапии «слишком хорошо рисует», может подойти лепка из глины Почему вы, Елена, стали практиковать именно арт-терапию, как вообще к этому пришли?

В начальных классах я танцевала, пела в хоре. А вообще, в школе меня считали художником, хотя я этому не училась. Снимали меня с уроков, чтобы я оформляла школьные стенды к праздникам. Потом меня стали привлекать к постановкам школьных спектаклей. И чем бы я ни занималась, получала невероятное удовольствие. При этом у меня не было цели и задачи каким-то видом искусства заниматься всерьез и сделать это делом моей жизни. И, конечно, я всегда считала, что не могу назвать себя профессиональным художником, и поэтому мне еще надо научиться рисовать. Решилась я на это только во взрослом возрасте. Тогда, десять лет назад, курсов по живописи для взрослых не было, но я нашла таких людей в Перми. Преподавали на пару — художник и психолог. Мне понравился процесс, у меня стало получаться, при этом был тот самый психотерапевтический эффект. Я предложила этим преподавателям приехать в Москву и занялась организацией первого тренинга интуитивного рисования. Попала в точку. Первую группу собрала за три дня. Это было в 2006 году. В то время я работала в тренинговой компании директором по маркетингу и понимала, как продвигать подобные тренинги. На призыв «Научиться рисовать за 28 часов — сказка или реальность?» откликнулись моментально сотни людей. Уже после этого интуитивное рисование пошло в массы, и я до сих пор в рекламных проспектах подобных тренингов об обучении рисованию взрослых узнаю свои текстовки (смеется).

Елена Каменских во время тренинга И вот эти первые уроки натолкнули вас на мысль о психотерапии через творчество?

Именно! Наблюдая за людьми, которые учились рисовать, я видела, как они раскрываются, как меняются, какие глубинные пласты психологических проблем поднимаются в них, и поняла, что ни ведущим, ни тем более мне не хватает специальных знаний для понимания и управления этими процессами. Я самостоятельно начала изучать психологию творчества.

На один из тренингов по рисованию, который я организовывала, пришла съемочная группа программы ТНТ «Клуб бывших жен», и корреспондент попросила меня прокомментировать процесс с точки зрения арт-терапевта. И это предопределило мою дальнейшую жизнь. Через 2 года я поступила в институт на отделение арт-терапии. Продолжая работать как наемный топ-менеджер, я, только окончив обучение, начала практиковать. Впоследствии я поняла, что профессия «выбрала» меня неспроста: мой отец и бабушка были музыкантами, один дядя танцевал, другой был ювелиром, а мама прекрасно рисовала и была модельером по профессии. А я в итоге нашла себя в симбиозе всех видов искусств — в арт-терапии.

А образование у вас на тот момент было?

Целых три. Технический ВУЗ, второе высшее по специальности «PR и реклама», к тому же я успела окончить бизнес-школу и получить степень МВА. Я имела на тот момент опыт открытия нескольких предприятий «с нуля» и управленческий опыт более пятнадцати лет. Я была бизнес-консультантом и руководителем учебного центра. Но я находилась в состоянии профессионального выгорания и очень четко понимала, что мне нужно что-то менять в жизни, причем в сторону творческой деятельности. Несколько лет мне удавалось совмещать работу в качестве арт-терапевта и топ-менеджера. В настоящий момент у меня есть небольшой бизнес, который приносит доход, и я уже могу полностью посвятить себя арт-терапии. Мой бизнес-опыт позволяет мне работать с клиентами в арт-терапии более системно и эффективно. Кроме того, я могу быть очень полезна клиентам, запрос которых связан с бизнес-запросами: лидерство, конфликты, взаимодействие в группе и тому подобное.

Созданные вами творческие объекты способны рассказать о вас многое, — утверждает Елена Говорят, что каждому психологу нужен свой психолог.

Это правда. И мне нужен. Нужен супервизор. Супервизор помогает быть более успешным в работе с людьми и развивать профессиональные навыки. Дает возможность осознать собственные реакции на клиента, динамику процесса работы или искать новые стратегии. Помогает предотвратить эмоциональное выгорание, увидеть возможные нарушения в процессе работы и т.п. Супервизор одновременно для психотерапевта и «родитель», и «учитель», и «руководитель», помогающий становиться более профессиональным в работе. Лично я учусь постоянно. Это и семинары, и множество книг, кроме того, сейчас продолжаю повышение своей квалификации в институте психоанализа. Большое влияние как специалист на меня оказала Галина Тимошенко. Широкая публика ее знает по программе «Понять. Простить», которая выходила на Первом канале. Мне нравятся ее книги, ее подход, склад ума и то, как четко, ясно и лаконично она выражает свои идеи.

С какими проблемами к вам приходят чаще всего?

Есть такое мнение, что к определенному психологу чаще приходят люди с такими запросами, с которыми он сам когда-то столкнулся и проработал их для себя. В этом есть доля правды. Ко мне чаще всего приходят женщины от 25 до 50 лет, наиболее распространенные темы работы следующие: проблемы в отношениях с мужчинами, проблемы выбора и смены профессии, женское лидерство, возрастные кризисы, потеря смысла жизни, психосоматические заболевания и поиск их причин, проблемы с отстаиванием своих границ и пониманием «Чего я хочу на самом деле?»

Работы участников тренинга Елены Каменских И последний вопрос. Есть ли у вас любимый художник или несколько?

Наверное, это все-таки импрессионисты — в принципе, все. Потому что это как раз тот метод, который наиболее близок к арт-терапии. Я люблю картины некоторых моих друзей-художников, среди которых — Сурен Айвазян, рисующий невероятной красоты цветы, и Елена Хазанова, которая рисует уникальные картины в поездках в Непал, Индию и Камбоджу. А еще я очень люблю картины некоторых наших старых выпускников — непрофессиональных художников. Они продолжают рисовать вот уже более 10 лет и создают очень интересные вещи, в которых так много непосредственности, индивидуальности и света. И мне бы очень хотелось сделать выставку их картин.

Арт-терапия как метод психокоррекции фактически представляет из себя своеобразное лечение искусством. Что это такое, для чего она нужна, кому и в чём может помочь? В статье вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы, узнаете о видах и техниках этого метода психотерапия.

Арт-терапия как метод психотерапии – это мягкий и безопасный способ коррекции личности с помощью искусства. При нём терапевтическое воздействие на эмоциональное и психическое состояние пациента оказывается через творческое самовыражение. Таким образом происходит лечение искусством.

Считается, что когда человек творит – он выражает самую глубинную суть своего внутреннего «Я». Познает и исследует свои глубинные переживания, символически изображает яркие чувства и эмоции: страх, восторг, любовь, ненависть, злость, обиду.

При этом он выражает свои чувства и эмоции через различные техники: рисование, лепку и даже танец, так пациент гармонизирует свое внутреннее состояние.

Используют арт-терапию не только для коррекции психических состояний, иногда ее применяют при лечении психосоматических заболеваний, реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия как метод: история возникновения

Можно сказать, что родоначальниками метода были художники.

В 1938 году художник Адриан Хилл назвал арт-терапией метод своей работы с больными в туберкулезном санатории. Этот термин, который буквально переводится как лечение искусством, стал в дальнейшем обозначать все виды работы с пациентами с помощью художественной или творческой деятельности. Именно этот вид терапии применяли в США во время второй мировой войны, при реабилитации детей, которых вывозили из фашистских лагерей.

В 1960 году создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Этот факт указывает на эффективность и растущую популярность этого метода уже с середины двадцатого века. В то время арт-терапия активно поддерживала взгляды Юнга и Фрейда, считавших, что в творчестве человек бессознательно выражает все свои глубинные психические переживания.

Методы и техники арт-терапии

Существуют две основные формы арт-терапии.

  1. Активная. Пациент включается в практическую деятельность, активно в нее вовлекается и сам создает продукт творчества. Это могут быть рисунки, скульптуры, рассказы, танец и т.д.
  2. Пассивная. При терапии используются художественные произведения, созданные другими людьми. Метод состоит в рассматривании картин, чтении книг, прослушивании музыкальных произведений и даже просмотре фильмов и последующем обсуждении своих впечатлений с психотерапевтом или с группой.

Лечение искусством: арт-терапия как метод психотерапии

Арт-терапия используется не только для лечения людей с различными заболеваниями. Все более популярными становятся занятия различными видами творчества, которые помогают снять эмоциональное напряжение, оказывают мягкое психокорректирующее действие и просто приносят удовольствие.

Благотворное влияние на психику оказывают любые виды творчества и занятия декоративно-прикладным искусством: керамикой, вышивкой, вязанием, резьбой по дереву и т.д. Любой человек может найти себе занятие по вкусу. Занятие подобными видами деятельности повышает настроение и самооценку, делает жизнь ярче и помогает найти единомышленников и друзей.

Но арт-терапия – это не хобби, а психологическая практика. Она приносит наиболее ощутимую пользу, когда занятия проводит специально подготовленный психолог или художник, получивший психологическое образование. Специалист может правильно настроить и проконтролировать процесс, а также проанализировать результат.

Современные методы арт-терапии

Видов современной арт-терапии очень много, но самый популярный метод, с которым у большинства она ассоциируется – терапия рисованием или изотерапия. Этот метод основан на использовании изобразительного искусства. При этом через рисование выражается эмоциональное состояние человека. Также он используется для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации.

Другие виды арт-терапии:

  • музыкотерапия – прослушивание, исполнение или создание музыки;
  • библиотерапия – чтение книг;
  • кинезитерапия – техника лечения с помощью танцев и спонтанных движений;
  • игротерапия – с помощью игрушек и игровых ситуаций моделируется проблема и находится решение, оптимальный вариант выхода из нее;
  • сказкотерапия – пациенты слушают сказки или придумывают сами.

А также: драмотерпия, цветотерапия, фототерапия, глинотерапия, маскотерапия, песочная терапия.

Арт-терапия для взрослых

Арт-терапия для взрослых идеально подходит тем, кто устал от постоянной гонки за успехом, стрессов и напряжения современного мира и хочет расслабиться, внутренне гармонизироваться. Специалисты, которые проводят занятия по современным методикам, помогают взрослым людям избавиться от тревоги и апатии, обрести гармонию и открыть источник творческой энергии.

Занимаясь любым видом творчества, человек переосмысливает свои проблемы. Самовыражение подталкивает его находить выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным. Творчество активизирует работу правого полушария, отвечающего за образное мышление и интуицию, дает нестандартный взгляд на повседневные заботы.

Арт-терапия помогает человеку остановиться в ежедневной спешке и почувствовать вкус к жизни. Многие люди, начавшие рисовать в зрелом возрасте, признаются, что по-другому увидели окружающий мир, заметили многое, на что раньше не обращали внимания.

Арт-терапия как метод психотерапии в работе с детьми

Арт-терапия помогает психологам и родителям лучше понимать внутренний мир ребенка, какие проблемы его волнуют и вовремя с этими проблемами справляться. Ребенок еще не может точно сказать, что его тревожит, поэтому такая терапия является ненавязчивым посредником. В арт-терапии для детей есть масса преимуществ:

  • простые задания;
  • доступные материалы;
  • увлекательный процесс;
  • чувство безопасности.

Для ребенка важно, чтобы его вовлекали в занятия и хвалили за результат. Когда он видит, что у него получается выражать и отображать свои эмоции, что его хвалят за созданные рисунки, поделки – он становится более открытым к миру. Успех в творчестве переносится на обычную жизнь. Это помогает адаптироваться, что важно для детей с особенностями развития.

Цели арт-терапии

Основная цель – гармонизация личности через творческое самовыражение и развитие способности самопознания через искусство. Также арт-терапия достигает следующие цели:

  • находит социально приемлемый выход для агрессии и других негативных эмоций;
  • выявляет и дает возможность проработать подавленные чувства;
  • развивает творческие способности и повышает самооценку;
  • облегчает процесс психотерапии в качестве вспомогательного метода;
  • предоставляет материал для психодиагностики, облегчает установление контакта.

Арт-терапия как метод психотерапии позволяет человеку научиться свободно выражать эмоции и чувства, связанные с переживаниями своих проблем. Активно искать оригинальные формы взаимодействия с миром, подтверждать свою индивидуальность и неповторимость. Повышает адаптивность и гибкость в нашем быстро меняющемся мире.

Преимущество арт-терапии – ее многогранность и универсальность. Она оказывает помощь человеку в решении проблем, в поиске выхода выход из сложных жизненных ситуаций и не имеет никаких противопоказаний и ограничений. Это действительно лечение искусством, полезное и увлекательное.

Зная, что такое арт-терапия, вы сможете начать практиковать её и самостоятельно. Применение этого метода не сможет никак навредить, даже если заниматься без руководства психотерапевта.

Читайте также:  Семя льна при панкреатите как принимать
Ссылка на основную публикацию
Что делать чтобы швы быстрее зажили
Перед тем, как покинуть клинику после операции, Вам будут даны рекомендации о том, как вести себя в первое время, которое...
Что делать при длительной диарее
Неприятное состояние – расстройство стула – способно проявляться в течение длительного времени и быть причиной множества заболеваний кишечника взрослого и...
Что делать при запоре без лекарств
Причины запора у взрослых К причинам развития запоров относится целый ряд как медицинских состояний, так и социальных факторов (образ жизни,...
Что делают вместо колоноскопии
Правильная работа желудочно-кишечного тракта очень важна для функционирования всего организма. Когда у человека появляются внезапные боли в животе, возникают запоры,...
Adblock detector