Эдипальный период

Эдипальный период

Svetlana Khuchua

Все просто и незатейливо: мое счастье — в моих руках

Фрейд:
«Первым эротическим объектом ребёнка является питающая его материнская грудь, любовь возникает в связи с удовлетворением потребности в питании. Конечно, вначале ребёнок не отличает грудь от своего собственного тела. Когда она отделяется ребёнком от своего тела, передислоцируясь «вовне», так как уж слишком часто ребёнком обнаруживается её отсутствие; тогда грудь берёт с собой в качестве «объекта» часть (первоначально нарцизной) либидозной оккупации. Позднее этот первый объект дополняется до персоны матери, которая не только кормит, но и заботится, вызывая у ребёнка некоторые другие, как приятные, так и неприятные, ощущения в теле. Проявляя заботу о теле ребенка, мать становится его первой соблазнительницей. В обоих отношениях коренится своеобразное, ни с чем не сравнимое, остающееся в течение всей жизни неизменным значение матери в качестве первого и сильнейшего объекта любви –у представителей обоих полов. При этом филогенетическая обусловленность настолько сильно берёт верх над персональными случайными переживаниями, что не имеет значения, сосёт ли ребёнок грудь или питается из бутылочки, никогда не наслаждаясь нежностью материнской заботы. В обоих случаях развитие ребёнка идет по одному и тому же пути, правда, в последнем случае тоска по матери может стать сильнее. Даже если ребёнок будет питаться материнской грудью, то долгое время после отлучения от неё он всё равно будет убеждён, что всё закончилось слишком рано и было явно недостаточным.
Знание этого необходимо, чтобы более чётко представить интенсивность Эдипова комплекса. Когда мальчик (в период с 2 до 3 лет) вступает в фаллическую фазу развития либидо, то он начинает испытывать наслаждение от своего полового члена и научается по своему желанию обострять ощущения посредством мануального раздражения, превращаясь в фантазиях в любовника матери. Он желает обладать ею физически в той форме, которая подсказана ему его наблюдениями и предположениями о сексуальной жизни. Ребёнок пытается соблазнить мать, показывая ей свой мужской член, обладанием которым он гордится. Говоря другими словами: рано пробудившаяся мужественность мальчика пытается заместить во взаимоотношениях с матерью отца, которому ранее он завидовал из-за его физической силы и приписываемого ему авторитета. А теперь отец становится соперником, стоящим на его пути, с которого мальчик стремится его убрать. В отсутствии отца мальчику удаётся разделять постель с матерью, а после его возвращения становиться изгнанным, мальчик глубоко переживает при исчезновении отца – удовлетворение, а при его возвращении – разочарование. Это составляет материал Эдипова комплекса, который переводит греческую сагу из фантазийного мира ребёнка в якобы существующую реальность. В нашей культуре Эдипову комплексу уготовлен ужасный конец.
Матери прекрасно понимают, что сексуальное возбуждение ребёнка относится к их собственной персоне. В какой-то момент они начинают догадываться, что не стоит поощрять сексуальную активность ребёнка, считая себя обязанными запрещать сыну мануальную активность со своим членом. Правда, запрет этот мало помогает, самое большее, приводя к модификации стиля самоудовлетворения, пока мать не обращается к самому сильнодействующему средству, она угрожает оторвать вещь, из-за которой сын оказывает сопротивление. Обычно мать смещает реализацию угрозы на отца, чтобы всё выглядело ещё ужаснее. Она расскажет обо всём отцу и тот отрежет член. Интересно то, что эта угроза действует лишь тогда, когда до этого и после этого соблюдается другое условие. Ребёнку кажется совершенно немыслимым, что может произойти нечто подобное. Но если при высказанной угрозе ребёнок может припомнить вид женских гениталий или вскоре после угрозы их увидит, гениталии, в которых отсутствует такая чрезмерно ценная часть тела как пенис, тогда мальчик начинает верить в серьёзность угроз, и переживает, подпадая под воздействиекастрационного комплекса, сильнейшую травму в своей юной жизни. (Кастрацию мы встречаем и в саге об Эдипе, так как выкалывание глаз, которым Эдип наказывает себя после открытия тайны своего преступления, в связи с данными интерпретации сновидений является символическим эрзацем кастрации. Нельзя исключать и того, что в испытываемом необычайном ужасе от угроз виновны также филогенетические следы памяти о жизни в доисторической семье, так как в древности ревнивый отец действительно лишал сына гениталий, если тот становился его соперником в отношениях с женщинами. Древнюю традицию обрезания, являющегося ещё одним замещающим символом кастрации, можно понимать лишь как проявление принятия воли отца (см. ритуалы примитивных народов для подростков, вступающих в период половой зрелости). Пока не исследовано то, каким образом проявляется ход событий у народов и культур, которые не подавляют детскую мастурбацию.)Воздействия угрозы кастрацией разнообразны и необозримы, они отражаются на любых отношениях мальчика к матери и отцу, а позднее и вообще в отношениях с женщинами и мужчинами. Чаще всего мужественность мальчика не выдерживает этих первых потрясений. Чтобы спасти свой половой член, мальчик в большей или меньшей степени отказывается от обладания матерью, часто его половая жизнь на все времена оказывается обременённой запретами. Если у мальчика были в наличии сильно выраженные женские компоненты, то в результате пережитой угрозы они усиливаются ещё больше. Он начинает проявлять по отношению к отцу пассивную установку, которую приписывал матери. Из-за угроз мальчик вынужден отказаться от мастурбации, но только не от сопровождающей её фантазийной деятельности. Причём фантазии, становясь теперь для ребёнка единственной формой сексуального удовлетворения, скорее ещё более активируются. Хотя в фантазиях мальчик продолжает идентифицироваться с отцом, одновременно, а возможно и чаще идентификация происходит с матерью. Дериваты и продукты метаморфоз ранних онанистических фантазий добиваются для себя доступа в появляющееся позднее Я, участвуя в формировании характера. Независимо от такой формы усиления женственности страх и ненависть по отношению к отцу существенно увеличиваются. А одновременно мужественность мальчика отступает назад, приобретая форму упрямства по отношению к отцу, упрямства, которое неизбежно сказывается на позднейшем поведении в человеческом обществе. В качестве реликта эротической фиксации на матери часто обнаруживается чрезмерная от неё зависимость, проявляющаяся позже в форме подчинённости женщине. Мальчик больше не отваживается любить мать, но и рисковать отвергнуть её любовь он тоже не осмеливается, так как боится попасть в опасную ситуацию из-за выдачи матерью его секретов отцу, который подвергнет сына кастрации. Вся гамма переживаний вместе с их предпосылками и последствиями, из которых мы упомянули лишь некоторые, подлежит самому энергичному вытеснению. В соответствии с законами бессознательного, царящими в Оно, все активировавшиеся тогда конфликтующие друг с другом реакции и чувственные побуждения сохраняются в бессознательной сфере. Они готовы позднее, после пубертатного периода, мешать формированию Я. Когда соматический процесс сексуального созревания оживляет заново, казалось бы, уже преодолённые прежние фиксации либидо, сексуальная жизнь оказывается парализованной, разобщённой, распавшейся на конфликтующие друг с другом стремления.
Конечно, воздействие на зачаточную сексуальную жизнь мальчика угрозы кастрации не всегда имеет такие опасные последствия. А впрочем, количество причинённого и предотвращённого вреда зависит от количественных соотношений. Такое положение дел, в котором можно усматривать центральное переживание детских лет, наибольшую проблему детства и опаснейший источник позднейших провалов, настолько основательно вытесняется, что его реконструкция в аналитической работе наталкивается на самое решительное недоверие со стороны взрослых пациентов. Отторжение заходит столь далеко, что любое упоминание о предосудительном предмете игнорируется, искажая любые ассоциативные цепочки с ним посредством поражающей интеллектуальной слепоты. Так, например можно услышать возражения, что сага о короле Эдипе вообще ничего общего с конструкциями анализа не имеет, так как это совершенно другой случай, ведь Эдип же не знал, что встретился с отцом, которого убил, и с матерью, на которой женился. Такие критики не замечают, что в творчестве писателей при написании поэтического произведения неизбежна установка подобного рода, ничего чуждого она не привносит, а только умело использует существующие в данной теме моменты. Незнание Эдипа оказывается законным намёком на бессознательное, в котором пребывают прежние переживания у взрослых людей, а предсказание оракула, делающего героя безвинным, говорит о неизбежности судьбы всех сыновей, осуждённых пережить Эдипов комплекс. Психоанализ также показал, насколько легко разрешается загадка другого поэтического героя, изображённого Шекспиром – Гамлета, отличающегося чрезмерной нерешительностью. Достаточно указать на Эдипов комплекс. Так как принцу не удаётся справиться со своей задачей, он наказывает другой объект, не адекватный материалу его Эдиповых желаний. Принципиальная таинственность литературного мира показывает, насколько сильно масса людей готова к тому, чтобы придерживаться своего инфантильного вытеснения. (Имя Вильям Шекспир, вероятно, является псевдонимом, за которым скрывается неизвестное нам лицо. Так авторство Шекспировских произведений приписывается Edward de Vere, Earl of Oxford . Ещё в детстве он потерял горячо любимого, обожаемого отца и отрёкся от матери, которая довольно скоро после смерти мужа вступила в новый брак.)

Читайте также:  Какой анализ показывает онкологию в организме человека

Ещё более чем за столетие до появления психоанализа француз Дидро убедительно показал значение Эдипова комплекса, выявив различие между первобытными и культурными временами. Могу сказать, что если бы заслугой психоанализа было одно только открытие вытесненного Эдипова комплекса, то этого было бы достаточно для того, чтобы считаться ценным культурным явлением в истории человечества.
Воздействие кастрационного комплекса на маленьких девочек более однообразно, но не менее радикально. Естественно, что им не приходится бояться потери пениса, зато приходится переживать из-за того, что они им не обладают. С самого начала девочки завидуют мальчикам за то, чем те наделены природой, можно даже сказать, что всё развитие девочек проходит под знаком зависти к пенису. Вначале девочки предпринимают безуспешные попытки сравняться с мальчиками, а позднее – усилия (причём с гораздо большим успехом) компенсировать свой дефект, что, в конце концов, может привести к нормальной женской установке. Когда девочка, находящаяся в фаллической фазе, пытается, как и мальчик, добиться наслаждения посредством мануального раздражения гениталий, она редко достигает достаточного удовлетворения, расширяя впечатление о неполноценности своего рудиментарного пениса на всю свою персону. Как правило, вскоре девочка отказывается от мастурбации, так как не желает, чтобы что-нибудь напоминало о превосходстве брата или товарища-мальчика по играм; девочка начинает вообще игнорировать сексуальность.
Когда маленькая женщина сохраняет своё первоначальное желание стать «пацаном», то в экстремальных случаях это завершается манифестной гомосексуальностью, а обычно проявляется преобладанием мужских черт в дальнейшей жизни, выбором мужской профессии и т. д. Другой путь идёт через отделение от матери, которую, испытывая зависть к пенису, дочь не может простить за то, что та послала её в мир, недостаточно хорошо сформировав. Испытывая злобу, девочка отказывается от матери и замещает её в качестве объекта любви другой персоной – отцом. Последующей реакцией на потерю любимого объекта является идентификация, причём объект этот замещается внутри психики посредством идентификации. Этот механизм превосходно помогает маленькой девочке. Привязанность к матери преодолевается посредством идентификации с ней. Дочурка ставит себя на место матери, что в играх она делала и прежде, стараясь заместить мать во взаимоотношениях с отцом. Прежде любимую мать дочь ненавидит по двум мотивам: из-за ревности и из-за обиды за обделённость пенисом. Новым в отношениях к отцу вначале является желание располагать пенисом, а завершается желанием получить от отца в качестве подарка ребёнка. Таким образом, вместо желания обладать пенисом возникает желание иметь ребёнка.
Интересно, что взаимоотношения между Эдиповым и кастрационным комплексом у женщины формируются совершенно иначе, и даже противоположно ходу событий у мужчин. Как мы знаем, у последних Эдипов комплекс завершается при появлении угрозы кастрации, а у женщин, наоборот, обнаружение отсутствия пениса приводит к Эдипову комплексу. Менее неблагоприятное воздействие на женщин Эдипов комплекс оказывает тогда, когда они наделены женственной установкой (что иногда называют «комплексом Электры»). В таких случаях женщина выбирает будущего мужа похожим на отца, с готовностью подчиняясь его авторитету. А неутолимая страсть к обладанию пенисом может быть удовлетворена тем, что любовь к органу дополняется любовью к его носителю, наподобие метаморфозы, происходящей при переходе от любви к материнской груди к любви ко всей персоне матери».

Читайте также:  При кетоацидотической и гиперосмолярной коме рекомендуется вводить

Отсюда.

ЭДИПАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

На «поверхности» образ самой известной любовной драмы — Эдипова комплекса, когда “Мальчик влюбляется в мать; а девочка, влюблена в отца”.

  • Сепарация, автономия личности;
  • Регуляция и активность индивидуума;
  • Формирование таких структур личности, как: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, властолюбие, агрессивность;
  • Полоролевая идентификация;
  • Сублимация влечений;
  • Формирование Super — Ego: объективирует систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. Основная функция — контроль и санкции, «цензор» и «судья» по отношению к «Я».

————————————————————————————————————————————-

* Люди, не сумевшие преодолеть Эдипов комплекс, остаются незрелыми, неспособными добиться успехов в обществе, чувствуют себя слишком привязанными к одному или обоим родителям.

* Такие люди обычно идут на поводу у своих психологических проблем, не пытаясь их исправить, и (или) испытывают застой в карьере и (или) в личной жизни.

* Нерешенные проблемы Эдипова комплекса затрагивают сексуальную ориентацию.

* Нерешенные проблемы Эдипова комплекса приводят к нарушенным границам в отношениях, к незрелому «супер-Эго», к перверсиям и т.д.

В наше время, есть много исследований о прохождении Эдипова периода у девочек и как отражается на становлении психики те или иные процессы.
Вот например: отличная книга, что происходит с «будущей женщиной» из-за отношений с матерью в Эдипальный период: одни матери оказыват поддержку в становлении «будущей женщины», но многие (о чем и написано в книге) — «захватывают собой» мир девочки, удерживают девочку в своей власти, оставляют девочку в своей тени и ей никак не проявить свою женственность, ревнует девочку к мужу — б/с и сознательно представляют дочь перед отцом (мужчиной) «не в лучшем свете», жестко относятся к девочке, контролируют «каждый ее шаг» или наоборот, подчиняются своей дочери — книга «ДОЧКИ-МАТЕРИ: ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» Каролин Эльячефф, Натали Эйниш.
Еще одна замечательная книга: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ТРАВМА. Исцеление детской травмы полученной дочерью в отношениях с отцом/ Линда Шиерз Леонард. У зависимых отцов, вырастают дочки («будущие женщины»), у которых выражена подозрительность по отношению к мужчинам, проблемы вины и стыда. Строгие и авторитарные отцы могли привить своим дочерям склонность к стабильности, порядку и дисциплине, но зачастую они не давали им того, что связано с любовью, эмоциональной поддержкой и признанием женственности. Есть отцы, которые воспитыват из своих дочерей сыновей; отцы, которые привязывали своих дочерей своей любовью и девочка («будущая женщина») уже не вправе полюбить другого мужчину; Есть отцы, которые рано ушли из жизни, ушли из семьи, ушли из отношений с девочкой; есть отцы, которые совершали инцест и т.д. Все эти процессы, которые формируются у девочки с отцом в Эдипальный период, оказывают большое значение на социальную успешность женщины, развитие ее творческих способностей, проявление здоровой сексуальности и формированию зрелых отношений с мужчинами.

Психосексуальное развитие – это строгая последовательность стадий разворачивания инстинктивной энергии, направленная на перевод физического содержания в психическое измерение и адаптацию организма к среде. Конечной задачей развития является формирование сознания и социализация.

Читайте также:  Перонеальный тендинит

Инстинктивная энергия (либидо) с течением времени мигрирует от одной эрогенной зоны к другой. Каждая из этих зон в разные периоды жизни лучше всего приспособлена для разрядки инстинктивного возбуждения и связана с выполнением особой задачи развития.

Проблемные точки этого процесса обозначаются как фиксации на определенной стадии психосексуального развития. Это может быть связано либо с чрезмерной фрустрацией, либо со сверхзаботой. Наличие фиксации приводит к появлению специфических характерологических компонентов в зрелом возрасте, а также регрессу к ранним формам удовлетворения в сложных жизненных ситуациях, сопровождающихся срывом адаптации.

Маленький ребенок полиморфно перверсен, то есть управляется недифференцированной сексуальностью. Задачей психосексуального развития является дифференциация сексуального возбуждения, привязывание сексуальной активности к гениталиям и разворачивание аутоэоротизма к гетероэротизму.

Стадия
Возрастной период
Зона сосредоточения либидо
Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная
0—18 месяцев
Рот (сосание, кусание, жевание)
Отвыкание (от груди или рожка).
Отделение себя от материнского тела

Анальная
1,5–3 года
Анус (удержание или выталкивание фекалий)
Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая
3—6 лет
Половые органы (мастурбация)
Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

На оральной стадии ребенок занимает сначала орально-пассивную, а затем орально-садистическую позицию. Фиксация на этой стадии приводит к формированию орального характера. Взрослый человек с подобными характерологическим особенностями будет неосознанно подавлять свои потребности, считая их чрезмерными для окружающих и, таким образом, будет хронически оставаться голодным. Компенсаторный механизм такого характера – стремление к оральному удовлетворению в виде отношений зависимости с человеком или химическим агентом.

В анальном периоде также выделяются две стадии – изгоняющую и удерживающую. На анальной стадии ребенок обучается управлять своим окружением благодаря формирующейся способности контролировать функции кишечника.

На фаллической стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг половых органов. Мастурбация позволяет управлять своим возбуждением, обучает управлению сильными впечатлениями.

На фаллической стадии возникает очень важное психическое образование, известное как Эдипов комплекс. Лучше говорить об эдипальном конфликте, поскольку он связан с желанием обладать и невозможностью добиться этого в реальности. Разрешение эдипального конфликта приводит к переходу от желания обладать матерью к необходимости интроецировать значимые качества отцовской фигуры. Эдипальная ситуация сопровождает человека всю оставшуюся жизнь. Проявлением эдипальной ситуации являются переживания соперничества, конкуренции, зависти, ревности, возможное обладание партнером, зависимости любовной привлекательности от достижений. Также эдипальная ситуация может символически обозначать желание регресса к ранним симбиотическим отношениям с помощью сексуального действия.

Эдипальный конфликт выполняет несколько важных задач. Во-первых, в эдипальной ситуации впервые появляется третий. Ребенок от симбиоза с матерью сначала переходит к отношениям с частичными объектами, затем к диадным отношениям с матерью, затем к триадным с матерью и отцом. Таким образом, постепенно осуществляется переход к жизни в социальной группе.

Во-вторых, в эдипальной ситуации ребенок еще раз сталкивается с принципом реальности. В мифе об Эдипе правда становится известной после того, как преступление уже состоялось. Фантазия о реальности разбивается самой реальностью В эдипальной ситуации ребенок вынужден признать страшную правду о том, что он не взрослый. Но при при хорошем разрешении эдипального конфликта, отношения с ним продолжаются. С точки зрения Мелани Кляйн эдипальная ситуация разрешается одновременно с переходом от параноидной стадии к депрессивной, при которой ребенок интегрирует опыт хороших и плохих отношений в одном человеке и при этом сохраняет постоянство отношений с ним. Ребенок впервые видит разницу между притязанием и возможностью, физическим и психическим.

В-третьих, нахождение в так называемой третьей позиции – не в виде участника, а в виде наблюдателя – закладывает зачатки того, что в будущем становится особым психическим образованием, известным как наблюдающее Эго.

В-четвертых, с разрешения эдипального конфликта начинается формирование Супер-Эго. Поздние идентификации приводят к тому, что ребенок интроецирует не реальных родителей, а идеальных, очищенных от всего искажающего и человеческого. Идентификация осуществляется легче в отношении того объекта, который обладал большим фрустрирующим потенциалом.

В отличии от остальных стадий психосексуального развития, во время которых ребенок имеет своей задачей преодолевать сопротивление среды, на фаллической стадии, во время эдипального конфликта он должен проиграть и быть символически изгнан из родительской пары. Если этого не происходит, неразрешенная эдипальная ситуация может становится частью перверсий.
Можно говорить о том, что с разрешением эдипальной ситуации начинает формироваться организация характера невротического уровня. Невроз как культурный феномен является выражением конфликта между стремлением к индивидуации и потребностью в принадлежности. Эдипальный конфликт позволяет приступить к решению вопроса о том, как жить в мире, в котором присутствуют другие. До фаллической стадии ребенок преимущественно озабочен проблемами физического выживания, а также вопросами сепарации и зависимости в диадных отношениях. В этом смысле эхо эдипальной ситуации, как и утверждал Фрейд, действительно преследует человека всю оставшуюся жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Щечные слюнные железы
УЗИ аппарат HM70A Экспертный класс по доступной цене. Монокристальные датчики, полноэкранный режим отображения, эластография, 3D/4D в корпусе ноутбука. Гибкая трансформация...
Шишка под мышкой после бритья
Шишка под мышкой указывает на поражение потовых или сальных желёз, повреждение лимфоузлов. Важно выявить характер новообразований, причину их появления, правильно...
Шишка после акдс под лопаткой
МОСКВА, 10 мая — РИА Новости, Игорь Кармазин. Бешенство, столбняк, коклюш, полиомиелит, туберкулез, корь, краснуха — эти заболевания нередко приводят...
Щипание при мочеиспускании у женщин
Зуд и жжение при мочеиспускании – неприятные ощущения, которые появляются практически у каждого человека. Такое состояние сопровождается различными признаками и...
Adblock detector