Этапы взросления подростка

Этапы взросления подростка

Подростковый период. Сложные аспекты развития личности

Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.

В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей. Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.

Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.

Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события. Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.

Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.

Для этого специфического возраста характерны некоторая несбалансированность психоэмоциональной и физиологической сферы. Меняется эмоциональная основа, возникают первые биологические потребности в виде полового влечения, с чем не каждый может справиться самостоятельно. В результате — стрессы, напряжения, переживания.

Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.

Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.

Физическое развитие в переходной период

Психологические изменения в личности подростка происходят параллельно с активизацией физического развития. Часто изменения происходят синхронно, иногда — один из аспектов развития отстает. Но в обоих случаях в жизни ребенка возникает определенный дискомфорт, с которым нужно помочь справиться.

Признаки созревания определить просто:

  • увеличение темпов роста;
  • проявление половых признаков;
  • усиление скелета.

Эти проявления характеризуются неравномерностью, но наличие общих черт можно определить у всех подростков. К ним относятся:

  • изменения в конституции тела (рост, удлинение рук и ног, утяжеление скелета);
  • формирование самостоятельного мышления, развитие правильной речи и способности четко выражать свои мысли;
  • усиление памяти, с ярко выраженной способностью запоминать большие объемы информации с высокой скоростью;
  • появление признаков абстрактного мышления;
  • умение анализировать полученную информацию;
  • нахождение связей и конструктивное логическое мышление
  • половое созревание, которое происходит с разной скоростью и определяется типом личности.

Спорт в этом временном промежутке — почти панацея для правильного развития тела. Формирование мышечной и скелетной системы происходит очень активно и правильно дозированные нагрузки позволяют обеспечить равномерное развитие, исключить дисбаланс и нарушения здоровья. Одновременно при занятиях спортом активизируется иммунная система, которая может давать сбои в результате нагрузок, если процесс развития неконтролирован.

Во многих случаях развитие ребенка в подростковый период происходит без особых отклонений. Но, если родители заметили чересчур яркие отклонения в поведении ребенка, им необходимо обратиться за помощью к психологу.

Психоэмоциональное развитие подростка

У некоторых детей этот этап происходит практически незаметно, у других — выражен очень ярко. Ни одна, ни другая крайность не является чем-то необычным и не должна вызывать беспокойства у взрослых. Но желательно контролировать взросление сына или дочери, причем делать это очень деликатно и ненавязчиво.

Сопровождается взросление изменениями социальных факторов, среди которых можно выделить:

  • переход на обучение разными преподавателями, что требует оценки и контроля взаимоотношений внутри социальной группы;
  • переход общения со сверстниками на другой уровень;
  • изменение ролевых отношений в семье, увеличение количества обязанностей, вовлечение в решение вопросов, общих для семьи.

В биологическом аспекте главное — половое созревание, что отражается на поведении и появлении первых признаков формирования личности взрослого человека. У мальчиков этот период выражается в проявлениях агрессии, особенно к взрослым и критике их решений и рекомендаций. Это объясняется попытками выйти на лидерские позиции среди сверстников. Тем или иным образом такая форма поведения типична для всех мальчиков.

Поведение подростков порой кажется глупым и немотивированным. Только опытный психолог сумеет установить контроль над становлением личности и направить его в нужное русло.

Нравственное и духовное развитие

Это чрезвычайно важная сторона воспитания. Если мировоззрение ребенка формировалось в среде общечеловеческих ценностей и высокого уровня морали, то лидерские качества и творческий потенциал будут реализованы в полной мере. Причем направлены они будут на созидание и соответствовать социальным нормам, принятым в обществе.

Одним из этапов становления подростка следует выбрать социальное развитие. Это предполагает формирование:

  • определение своего места в социальной нише;
  • половую идентификацию;
  • поиск профессиональных предпосылок;
  • развитие познавательных способностей.
Читайте также:  Доказать что почка это зачаточный побег

Компания подростков явно под хмельком, матерясь и гогоча, «стреляет» у прохожих дяденек сигаретки. На скамейках в парке, никого не стесняясь, с упоением целуются малолетние Ромео с Джульеттами. Весна дарит ощущение эйфории, романтики и свободы. Дети распускаются! Родители переживают…

Чья в том вина?

Вчерашний примерный мальчик пропадает невесть где, отец не досчитался в кошельке сотни. Девочка-отличница «забила» на школу, в дневнике толпятся тройки, а на уме лишь модные наряды с помадами. Обычное весной дело: пришедшее за полночь чадо девятый сон смотрит, а родители ворочаются чуть не до утра: «Совсем от рук отбился! Нужно с этим что-то делать. Но что?»

Анастасия Литвиненко, психотерапевт из Санкт-Петербурга, много лет работающая с подростками, в том числе и трудными, проблемными, открывает «страшную тайну»:

— На самом деле никаких «весенних обострений» нет! Просто весной тепло, а значит больше возможностей удрать из дома без опаски отморозить уши. Проблему, естественно, это не умаляет. Просто говорить о ней нужно в другом контексте. «Вдруг» ничего не случается. Становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И если сейчас поведение чада вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент в недалеком прошлом. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку.

К сожалению, такие ситуации легко трансформируются в конфликты серии «поздно пить «Боржоми». Но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Просто будьте предельно внимательными в так называемые «пиковые» этапы взросления подростка.

По большому счету их всего два.

10-13 лет: «Не доставайте!»

Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. В то же время нужно закрепить авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его «статус» в среде сверстников. Значит, необходимо бывать «на людях». И что же происходит?

Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка — он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше — с родителями, а в компании друзей. Мнение какого-нибудь Васи важнее, чем авторитет отца.

Работа над ошибками

Многие мамы и папы, памятуя, каким плюшевым и послушным был еще недавно их медвежоночек, пытаются вернуть идиллию, сажая ослушника на «короткий поводок». Не пускают на улицу, навязывают свое общество, доказывают, что «Вася двоечник и хулиган», а «Коля вообще дегенерат». Не стоит удивляться, если «медвежоночка» после этого дома будет не сыскать, а его убежденность в том, что «четкий пацан Коля» лучше и дороже папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

На этом этапе наш консультант советует не предпринимать ничего кардинального. Этот этап благополучно минует, если родители перестанут смотреть на подростка как на маленького. Научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестанут делать выговоры и унижать его приятелей. Неплохо бы в этой ситуации Васю, Колю, Петю пригласить к себе домой. По крайней мере, вы сможете составить о них более объективное мнение.

14-15 лет: «Не учите меня жить!»

Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда-то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу «сила есть — ума не надо». Столь же прямолинейна и его логика. Мир делится на «черное» и «белое», «хорошее» и «плохое». «Хорошее» это все то, что символизирует жизнь веселую и «стильную». Это и прогулы в школе, и косячок, выкуренный в подворотне, выпивка и бесшабашные дружки. В категорию «плохого» или «стрёмного», увы, попадает стиль поведения, навязываемый скучными в своей правильности взрослыми. Любое слово родителей и учителей, любая попытка образумить, воспринимается в штыки. Подросток уверен, что, не подчиняясь воле «предков», он «сохраняет» чувство собственного достоинства».

Работа над ошибками

Некоторые считают, что послушания можно достичь нравоучениями на тему «что такое «хорошо» и что такое «плохо». А если не помогает, то и вбить ремнем. Крутые меры обычно приносят эффект, противоположный ожидаемому. Чадо начинает остро ненавидеть и презирать отца с мамой, либо, следуя принципу «вы считаете меня плохим, и я им буду», пускается во все тяжкие. Может даже уйти из семьи.

Тут очень важно понять: перед вами почти сформировавшаяся личность. Договариваться нужно цивилизованно!

Первым этапом диалога с сыном или дочерью должен быть разговор в спокойной обстановке. Вы должны сказать, что он (она) уже не ребенок, поэтому отныне отвечать за свои поступки будет, как и любой другой взрослый.

Подворовываешь деньги? Что ж, эта сумма будет вычтена из твоих карманных расходов. Не пришла к определенному часу с дискотеки — в другой раз доверия не жди. Спокойно и по-деловому.

Уделите больше внимания занятию, которое по душе подростку в этот период. Быть может, он знает компьютер как дважды два, пишет стихи, любит кататься на роликах, рисует. Возможно, он даже занимается в каком-то кружке или секции? Развивайте задатки, стимулируйте увлеченность, сопереживайте успехам, воспитывайте дух соперничества. Это отвлечет подростка от дурных дел и заставит собой гордиться. И, как знать, поможет определиться с будущей профессией.

Советы на каждый день

Большая ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) — усматривать в «недопустимом» поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!

Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

Читайте также:  Ципролет антибиотик инструкция по применению таблетки

Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару.

Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

Помогайте, когда он просит вас об этом.

Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем — в учебе, спорте и т. д.

Делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

Чаще используйте приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты. », «Я по тебе соскучилась», «Давай (посидим, поделаем. ) вместе», «Ты, конечно, справишься», «Как хорошо, что ты у нас есть».

Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. Ершистость это показное. В проявлениях родительской ласки «взрослые» подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

И это пройдет

Да, подросший ребенок — не подарок. Очень сложно порой вести себя с ним сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: «И это пройдет». Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья — это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. Очень важно, особенно когда на пороге замаячит старость.

КСТАТИ

Изменения во внутреннем мире подростка психологи сравнивают. с процессами, происходившими в Европе начала XVIII — XIX веков. Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.

Так вот подростки — те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними. Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными.

И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа «почему» и «как ты мог» — подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не «дружище Колян», способны удержать от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок – от 11 до 14 лет.
  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

Психология подростков – основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка – юноши или девушки – является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Читайте также:  Оксимирон биография личная жизнь жена дети

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того – это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Ссылка на основную публикацию
Эспумизан с рождения инструкция по применению
Регистрационный номер: П N 013354/01 Торговое патентованное название препарата: Эспумизан ® L Международное непатентованное название: Симетикон Лекарственная форма: эмульсия для...
Эритроциты и слизь в моче у ребенка
Лабораторные методы исследования урины – важный этап медицинского обследования, позволяющий больше узнать о здоровье ребенка. Данный анализ назначается всем детям,...
Эритроциты человека имеют
Учитель биологии высшей категории Иванова Людмила Евгеньевна Круги кровообращения (8 класс) Автор предлагает разработку комбинированного урока по теме «Круги кровообращения»...
Эссе профессиональное самоопределение
Ценностные ориентации профессии учителя: взгляд изнутри… Я «больная» работой, моя семья (муж и трое детей, спасибо им!) уже поняла, что...
Adblock detector